Skip to Content

Система работы с подростками и родителями по профилактике правонарушений

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ С ПОДРОСТКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ.

 

Сторублевцева Г.Н., классный руководитель

ГБПОУ ВО «БСХТ»

 

 

      Наиболее сложным направлением в воспитательной деятельности классного руководителя является работа по профилактике правонарушений среди обучающихся, которые относятся к группе социального сиротства и безнадзорности. Для эффективного осуществления профилактической работы необходимо выявить первые признаки склонности подростка к совершению правонарушений.  Как правило, поведение подростков группы социального сиротства и безнадзорности – это последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье. Основной причиной социального сиротства является неспособность или нежелание родителей воспитывать своих детей и обеспечивать их всем необходимым. Иногда это связано с отсутствием материальных ресурсов – многие семьи в России находятся за чертой бедности, особенно это актуально для небольших населенных пунктов, где остро стоят проблемы безработицы и низкой оплаты труда. Обобщая накопленный опыт по предупреждению социального сиротства во всем мире, можно увидеть, что решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Эти мероприятия относятся к масштабам общей социальной политики государств и направлены на общество в целом, это и более селективные меры, относящиеся к определенным социальным группам.

      В воспитательной системе техникума одним направлений деятельности является работа по профилактике и преодолению безнадзорности и правонарушений обучающихся (совершеннолетних и несовершеннолетних). Техникум – это вторичное (первичным является школа) звено в системе профилактики и от успешности проведенной работы по выявлению негативных тенденций, по оказанию социальной и педагогической поддержки обучающимся зависит общая ситуация по безнадзорности и правонарушениям не только в группе, но и в техникуме в целом.
Поэтому систематизации этой работы в техникуме уделяется особое внимание.

Система работы ГБПОУ ВО «БСХТ» по профилактике правонарушений построена на технологии:

 

ТЕХНОЛОГИЯ  РАБОТЫ

С  «ТРУДНЫМ»  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ  ОБУЧАЮЩИМСЯ

 

Классный руководитель:  - контроль успеваемости и посещаемости обучающегося;

        - индивидуальные беседы с обучающимся;

        - индивидуальные беседы с родителями обучающегося

          (бланк индивидуальной работы со обучающимся)

           
     
 

 

 

 

Зав. отделением:                     Зам. директора по ВР         Социальный педагог:

- индивидуальная беседа                                                                       - неблагополучная семья;

  с обучающимся;                                                                                          - взаимоотношения в группе;

- индивидуальная беседа                                                                       - личностные качества обучающегося;

с родителями обучающегося            Студенческий совет                - дополнительная

информация

      

                                                    (Обучающийся. Протокол)                      об обучающемся                                                                                                                      

     Совет отделения                                                              

(Обучающийся с родителями. Протокол)

 

                                               Классный руководитель: 

                                                      - контроль успеваемости и посещаемости обучающегося;

       - индивидуальные беседы со обучающимся;

       - индивидуальные беседы с родителями обучающегося;

       - посещение по месту жительства обучающегося;

       - шефство над обучающимся актива группы

 

 

Зам. директора по УР:                                                Социальный педагог:

- индивидуальная беседа с обучающимся;          - индивидуальная беседа с обучающимся;

- индивидуальная беседа с родителями                  - индивидуальная работа с родителями                                     

  обучающегося                                                                                        обучающегося                        

                                                                                                                                                                                         

                                                                                              

                                   Совет по профилактике правонарушений техникума

                                                   (Обучающийся с родителями. Протокол)

 
 

 

 

 

                                        (характеристика обучающегося, выписки из протоколов,

                                         отношение в КДН об уклонении обучающегося от учебы)

                                       Комиссия по делам несовершеннолетних   

 
 

 

 

 

                                                Классный руководитель:

                                                Зав. отделением: 

                                                Социальный педагог:

                                                       - контроль успеваемости и посещаемости обучающегося;

                                                       - индивидуальные беседы с обучающимся;

        - индивидуальные беседы с родителями обучающегося

                                            

                                                   

                                                   (ходатайство об отчислении обучающегося)

                                     Комиссия по делам несовершеннолетних

 

 
 

 

 

                                            Педагогический совет техникума               

                                                          (решение об отчислении)

 

1. Мероприятия, необходимые для организации работы по профилактике правонарушений.

     Итак, в начале учебного года происходят необходимые организационные мероприятия: одно из первых – это назначение ответственных за работу техникума по профилактике правонарушений.

          Далее разрабатывается комплексная программа по профилактике правонарушений, безнадзорности и экстремизма несовершеннолетних, воспитанию толерантного поведения и сознания подростков. Она обсуждается на педагогическом совете и при положительном результате утверждается.

      В рамках реализации программы составляется план работы в данном направлении, который включён в комплексный план. Одним из важнейших моментов в данной работе является учреждение Совета по профилактике правонарушений. Совет осуществляет общее руководство работой по профилактике:

  • планирует и контролирует выполнение всех мероприятий по данному направлению;
  • рассматривает планы индивидуально-профилактической работы с обучающимися, склонными или допустившими правонарушения, результаты индивидуальной работы с родителями, уклоняющимися от исполнения или ненадлежащим образом исполняющими свои родительские обязанности, нарушающими права несовершеннолетних;
  • планирует, организует межведомственное взаимодействие техникума  с другими органами и учреждениями системы профилактики.

Все обучающиеся, склонные к нарушению Устава техникума, правонарушениям состоят на внутреннем учёте. Обоснованность постановки учащихся на внутренний контроль подтверждаются Уставом Техникума о правилах постановки и критериями постановки на внутренний контроль.

На этом завершается начальный этап работы: назначены ответственные, разработаны положения, программы, планы. Затем мы приступаем в реализации программ и планов.

2. Реализация программ и планов.

Социальный портрет (паспорт)  группы

В начале учебного года в учебном заведении составляется карта социального портрета группы по техникуму – социальный портрет техникума, который просто необходим при работе в данном направлении. Этот паспорт  дает полную характеристику социальной обстановки в техникуме. И что важно, информация регулярно обновляется

Работа с семьёй.

1.     Большое значение в работе по профилактике правонарушений в нашем техникуме уделяется работе с семьёй, особенно неблагополучной. Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье.

2.     Поэтому в течение учебного года ведется своевременное выявление и учет семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. В случае необходимости члены Совета по профилактике и классный руководитель совершают выход по адресу. Производится  анкетирование родителей с целью выяснения удовлетворенности качеством образовательных услуг и условиями их реализации, выяснения проблемных зон в образовании и воспитании.

3.     Проводятся общетехникумовские тематические родительские собрания, дни открытых дверей.

4.     Большое значение в работе по профилактике правонарушений, а особенно в направлении работы с неблагополучными семьями имеет проведение мероприятий с участием родителей, открытых уроков, спортивных праздников и т.п.
(Мероприятия, посвященные празднованию Дня Матери . Участие в благотворительных акциях. Концерты для родителей, праздники, круглые столы, тренинги и многое другое.)

Работа с педагогическим коллективом.

  • Также ведется работа, направленная на повышение квалификации педагогического коллектива: посредством участия в работе районных и городских семинаров и конференций по проблемам совершенствования семейного воспитания.
  • Ознакомление с перечнем необходимой нормативно-правовой базы и документации;
  • Ознакомление с основными методами и приемами работы, которые обеспечивают эффективность взаимодействия техникума, семьи и различных служб в профилактике безнадзорности.
  • В помощь педагогам осуществляется разработка методических рекомендаций по социологическим, педагогическим, социально-психологическим проблемам, проблемам социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних.
  • Работа с обучающимися (общая профилактическая).

        Профилактика правонарушений среди подростков группы социального сиротства – это реальная необходимость, важная общая организация профилактической работы применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей. Работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения к ответственному родительству необходимо начать с формирования позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей.

 

Литература

1.     Алексеева, Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л.С. Алексеева // Семья в России. - 2011. - № 3. - С. 45-50.

2.     Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: метод. пособие. / Авт.-сост. М.Н. Мирсэгэтова, З.И. Суховерхова, О.Ю. Васильченко. - М.: Академия, 2009. - 235 с.

3.     Ибрагимова, А.М. Органы внутренних дел как путь профилактики правонарушений несовершеннолетних: проблемы и некоторые пути совершенствования / А.М. Ибрагимова // Российский следователь. - 2010. - № 4. - С. 37-38.